Иркутск +7 3952 250-000
Москва +7 495 624-40-06
рус
en
ру en
КБЖД
Золотая Пряжка железного пояса России

Кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) называют участок Транссибирской магистрали от пос. Слюдянка II до порта Байкал длиной 89 километров, которая проходит вдоль берега Байкала. 

В 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, "повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений", участок вокруг южной части Байкала строился 1899-1905 гг.
До 50-х годов ХХ века КБЖД полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала "затонула". Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком. В 1956 г. движение поездов по КБЖД было остановлено. Кругобайкальская дорога перестала быть магистралью. Здесь были сняты вторые пути, упразднены некоторые станции.

В настоящее время участок от ст. Култук до ст. порт Байкал - тупиковый. В конце 70-х гг. этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством. На сегодня КБЖД, в основном, известен именно как туристический объект.

КБЖД – уникальный памятник инженерного искусства. По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудности их выполнения Кругобайкальская дорога превзошла все построенные рельсовые пути, и по праву считается красивейшей среди железных дорог мира. Отовсюду ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, желающих убедиться в этом.

На КБЖД 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 778 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5 из них) и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

Кругобайкальскую железную дорогу называют «золотой пряжкой стального пояса России». Это связано, во-первых, с небывалыми по тем временам затратами на строительство дороги, а во-вторых, с тем, что во время Октябрьской Революции ок. 180 тонн золотого запаса Российской Империи были утеряны здесь у берегов Байкала во время крушения поезда.

Как добраться

По КБЖД можно проехаться на туристическом поезде в рамках однодневной экскурсии. Есть варианты – современный рельсовый автобус или настоящий ретро-поезд на угольной тяге. Летом экскурсия проводится практически ежедневно, занимает целый день (12-14 часов), в пути поезд делает 4-6 остановок в самых интересных местах КБЖД – Слюдянка, Итальянская стенка, мыс Половинный, Киркирей, Шарыжалгай, Ангасолка, Порт-Байкал.

Летом вдоль КБЖД можно совершать экскурсию на теплоходе «Баргузин». Это хорошая альтернатива поезду – экскурсия менее утомительна (9 часов), а на трех остановках – мыс Толстый, Шумиха и мыс Половинный, достаточно времени для прогулок.

Можно также отправиться по КБЖД в пеший поход, выбрав один из ее участков.

Чем заняться и что посмотреть

  • Посмотреть многочисленные атмосферные туннели, мосты, виадуки и галереи, дополненные видами на Байкал. Обязательно посетите самый длинный туннель на мысе Половинный и необычный изогнутый туннель на мысе Толстый.
  • Сделать красивые фотографии. Особая удача – запечатлеть настоящий угольный паровоз.
  • Послушать рассказы экскурсоводы – о КБЖД можно рассказывать бесконечно. С этим местом, кроме фактов, связано еще и много легенд.
  • Устроить пикник на берегу Байкала. Если Вы отправились вдоль КБЖД на теплоходе, то времени для неспешного пикника будет достаточно.
Туры по Байкалу Круизы по Байкалу Деловые мероприятия Аренда теплоходов Путеводитель по Байкалу О компании
Главный офис в Иркутске
б-р Гагарина, 44
Представительство в Москве
ул. Покровка 33/22
Подписывайтесь
на новые туры и круизы
Следите за нами в соцсетях
Visa, MasterCard, Мир
© ООО «Истлэндтурс», реестр туроператоров РТО 019809